13 и 14 октября в храме Рождества Христова в Измайлове богослужениями почтили праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздничные богослужения возглавил настоятель архимандрит Александр (Елисов).
Накануне было отслужено Всенощное бдение, к началу которого из алтаря в центр храма была вынесена икона Покрова Божией Матери, принадлежавшая священномученику Павлу Ансимову, служившему настоятелем храма Рождества Христова в Измайлове несколько лет до своего последнего ареста. Икону для отца Павла вышили окормлявшиеся у него монахини разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля.
В день праздника было совершено две Божественные Литургии. Позднюю Литургию предварило маленькое трогательное событие, вызвавшее светлые улыбки у присутствующих: возглавлявший богослужение отец настоятель принес в подарок Божией Матери расцветший в полноте своей радостной красоты георгин, долгое время цветший у кельи отца Александра этим летом. Прекрасный цветок стал гармоничной частью благоукрашения праздничной иконы.
По окончании Божественной Литургии было совершено славление празднику.
В своей проповеди в этот день отец Александр напомнил историческую основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы и предложил прихожанам глубокое размышление о его духовном смысле:
«Самый важный вопрос, который ставит перед нами сегодняшний праздник: почему Пресвятая Богородица простерла Свой Покров над людьми во Влахернском храме? Чем они заслужили такой милости, такой благодати Божией? Как свидетельствуют нам святые отцы, в тот момент, когда человек рискует лишиться земной жизни, даже если он не осознает ту величайшую святыню вечной жизни, к которой мы должны стремиться, с ним происходит нечто особенное: он видит себя таким, какой он есть. Видит свои грехи, внутренние изъяны, страсти и пороки, он вдруг начинает понимать, что все происходящее в этом мире не является чем-то посторонним, оно касается его лично. Более того: он участвует в конструировании этой ситуации своими беззакониями и грехами. Вот какая истина открывается в этот критический момент человеческой жизни. И если я человек благоразумный, я воззову: «Господи, прости меня, не ведаю, что творю! Господи, оставь все мои грехи и прегрешения, не увидь, очисти всю мою грязь, все скопившиеся за долгие годы нечистоты моей души, тяжелым грузом обременяющие ее». Когда такое воздыхание вдруг возносится к Небу – Небо открывается перед нашими молитвами. Именно это произошло тогда во Влахернском храме, и именно это должно происходить в нашей с вами жизни.
Если Господь не слышит нашей молитвы и Покров Пресвятой Богородицы не распростирается над нами, виновниками тому являемся только мы сами. Потому что Бог вчера, и сегодня, и вовеки Тот же. И Пресвятая Богородица так же любит нас и всегда готова покрыть нас Своим Покровом и спасти от всякого зла, но для этого мы должны осознать в себе это зло и покаяться в нем перед Богом. Если мы сделаем это, то будем вместе со всей Влахернской церковью стоять под этим благодатным Покровом. Если мы хотим быть такими же счастливыми людьми, ради которых Матерь Божия молила Своего Сына, мы должны так же возносить свою горячую молитву к Престолу Божию через покаяние, через осознание своего греха и недостоинства, и тогда – в этом не может быть никакого сомнения – Пресвятая Богородица защитит нас с вами и выведет из сложнейших жизненных обстоятельств и нашей личной жизни, и жизни нашего народа, кровь которого льется сегодня на полях сражений. Если мы хотим, чтобы это страшное событие, посетившее нас, закончилось, мы должны предочищать себя пред Богом. Не по ночным клубам и не по торговым центрам гулять, не зная, куда деть свободное время, а как только это свободное время появилось – почитать акафист, открыть Евангелие – и прочитать несколько глав. Святые отцы говорят нам, что чтение Священного Писания практически приравнивается к молитве. Потому что когда мы читаем эти святые слова, сердце наше молится. Оно предстоит пред Богом с сокрушением и воспринимает благодать Божию, врачующую и исцеляющую нас. Если мы будем так поступать, то очень многое поменяется в нашей жизни. Ведь если мы нелицеприятно проанализируем себя в повседневной жизни, на молитву у нас уходит от силы час, а 23 часа – на бестолковое времяпрепровождение. И в этом наша общая беда. Поэтому мы должны учиться у людей, которые горячо молили Пресвятую Богородицу там, во Влахернском храме, и сподобились от Нее великого благодеяния.
Помните, что сказала Пресвятая Богородица о великом святом Курской и всей Русской земли, преподобном Серафиме Саровском, который и до сегодняшнего дня, как свидетельствуют наши воины на Курщине, продолжает являться и помогать им выносить раненных с поля боя? Что Она сказала сопровождавшим Ее апостолам? «Сей рода нашего». То есть Небесного рода. Вот к чему должны стремиться – стать рода Христа и Пресвятой Богородицы, рода ангельского. Чтобы мы могли быть вместе с нашими величайшими святыми и всеми святыми, просиявшими на духовном Небосклоне. Чтобы могли воспевать и славить Господа нелицемерно, с великим благоговением.
Будем помнить, что Пресвятая Богородица, Которая сказала в ответ архангелу Гавриилу на благовестие о рождении от Нее Господа Иисуса Христа: «Се, раба Господня», проявив величайшее смирение и чистоту души, — заботливая Матерь наша, Которая никогда не оставляет нас Своим всемощным Покровом.
Пресвятая Богородице, спаси нас! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»


